МАОУ "СОШ №54 г. Улан-Удэ"
г. Улан-Удэ, ул. Покровская, 32
  • МИП "Школьный театр"

    Отчет МИП "Этнокультурный театр как ресурс развития детей"

    Вашему вниманию предлагается отчет МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 г. Улан-Удэ» о проделанной работе в рамках реализации МИП «Этнокультурный театр как ресурс развития детей» (слайд 1).

    Данная инновационная площадка существует на базе школы в течение 2-х последних лет и была организована в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика» при поддержке Министерства просвещения России и Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское движение школьников». 

    Современное общество в XXI веке требует от человека новых базовых навыков в профессиональной деятельности, незаменимых в эпоху высоких технологий:

    ■ концентрация и управление вниманием;

    ■ эмоциональная грамотность/эмоциональный интеллект;

    ■ цифровая грамотность;

    ■ творчество и креативность;

    ■ способность работать в условиях кросскультурности;

    ■ способность к (само)обучению.

    Где же получить или как приобрести универсальные навыки, необходимые в профессии и жизни человеку будущего? С уверенностью можно сказать, что при правильно выстроенной работе больше половины из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь в школьном театре.

    Неоспорим тот факт, что театральное искусство развивает многогранную личность нового времени, умеющую нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это еще и искусство общения. В этом и заключается социальная направленность нашего проекта.

     (слайд 2)Исходя из социальной значимости проекта, целью нашей инновационной площадки является создание комфортных условий в виде театрального пространства для развития творческих способностей обучающихся, воспитания  в духе патриотизма, национальных и региональных историко-культурных ценностей. Для оптимального достижения поставленной цели  в ходе работы проекта решались следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи

     организация воспитательно-образовательной среды для личностного, творческого, социального развития детей;

     поддержка устойчивого интереса к изучению бурятского языка, бурятской культуры, традиций и обычаев народов Сибири; 

     приобретение обучающимися знаний и творческих практик, необходимых для успешной учебной деятельности и социализации. 

    Как и любой проект, наша инновационная площадка отличается своей уникальностью (слайд 3). Мы развиваем этнокультурность. В самом широком смысле слово «этнокультурный»  означает всё, что связано с особенностями национальной, региональной культуры. Безусловно, одним из наиболее значимых и универсальных этнических символов является язык. В связи с этим в рамках МИП осуществляются постановки на бурятском языке, и именно для этого создается аутентичная языковая среда, которая способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков на бурятском языке, его сохранению и развитию а, с другой стороны, именно аутентичная среда и способствует  максимальному раскрытию художественных театральных образов. Таким проектом в минувшем учебном году стала постановка пьесы Даширабдана Батожабая на бурятском языке «Муура багша». 

    Кроме языка «этнокультура» подразумевает еще совокупность традиционных ценностей и отношений, сложившихся в прошлом, и развивающихся в исторической социодинамике, постоянно обогащающих современную культуру. Поэтому в этом году, в год 85-летия писателя-сибиряка Валентина Распутина, на суд зрителей была вынесена постановка спектакля по мотивам одноименного рассказа «Уроки французского» на русском языке. Ставила этот спектакль я со своим 6 классом. Выбор данного произведения неслучаен, потому что это произведение входит в программу по литературе, как раз, для 6 класса. Данной постановкой мы способствовали наилучшему восприятию основного замысла и идей автора, формированию собственного мнения у учащихся. Т.о. и произошла интеграция воспитательной работы подрастающего поколения в образовательный процесс. К слову будет сказано, именно такая интеграция и предписана обновленным ФГОС, вступающим в действие с 01.09 н.г. Также данный спектакль органично вписался в МИП «Этнокультурный театр как ресурс развития детей», еще и потому, что испокон веков в нашем регионе отношение к учителям всегда было таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Сила духа, столь присущая бурятскому народу, также явилась одной из основных тем постановки.

    Театр – многогранен и этим он прекрасен. Еще одной формой театрального искусства явилась проба пера в инклюзивном театре. В этом направлении была поставлен спектакль «Ангара – дочь Байкала», в котором, были задействованы учащиеся школы № 60 – дети с ОВЗ. Редко какая школа может похвалиться наличием 3 разноплановых спектаклей, выпущенных в рамках одной МИП!

    Работая в разных направлениях современного театра, но в рамках одной МИП, нами была проведена работа по созданию системы творческого и методического взаимодействия с другими школами, профессиональными театральными объединениями (ГДДЮТ, дом детского творчества Советского района «Форус», Дом культуры «Авиатор», ресурсный центр дополнительного образования детей «Созвездие», Детский оздоровительно-образовательный центр «Родник», ВСГАКИ, Театр бурятской драмы). Стоит отметить, что каждое творческое действо в рамках МИП активно освещалось как официальными СМИ республики, так и самими школьниками в различных пабликах, на сайте школы, социальных сетях, интернет-порталах и видеохостингах.  

    Безусловно, столь многообразная и насыщенная деятельность требует умелых наставников. (слайд 4) В проектную группу МИП вошли как работники-ПДО, так и штатные учителя и классные руководители  школы, всего 14 человек.

    Для достижения генеральной цели проекта и решения поставленных задач были реализованы следующие мероприятия (слайд 5). Повторюсь, что в минувшем учебном году 2021-2022 в рамках МИП «Этнокультурный театр как ресурс развития детей» выпущено 3 спектакля. Спектакли посмотрели 1300 учащихся школы, 600 родителей, 85 педагогов и иных сотрудников школы, 40 выпускников школы-54.

    В театральном движении школы задействованы свыше 200 учащихся.  Такое количество детей – это не только непосредственно актерский состав. Сюда же входят представители вспомогательных выпускающих профессий: гримеры, костюмеры, репортеры, пресс-центр, художники-оформители, звуко- и светооператоры и пр. Для максимальной вовлеченности учащихся школы в проект и с целью решения задачи по формированию у учащихся творческих практик, необходимых для успешной социализации,  был создан пресс-центр «Сол/Ист». Всё медийное сопровождение спектаклей, обмен мнениями, анонсы и превью – это функционал школьной пресс-службы. Здесь ребята учатся фото/видеосъемке, монтажу, сторителлингу и продвижению творческих продуктов. Социальную значимость данной мини-программы подчеркивает тот факт, что за 2 года ее существования четверо выпускников нашей школы связали свою профессию с театральным, журналистским и медийным творчеством .

    Особое место в реализации задачи проекта занимает театральная костюмерная, где, дети, не занятые в актерском составе, под руководством учителей технологии постигают азы прикладного творчества и изготавливают костюмы и декорации для постановочных спектаклей. Неоспоримую поддержку в этом оказывают родители в плане финансирования и дизайнерских идей.

    Для решения задачи создания особой среды для творческого, личностного и социального развития нами была разработана программа «Школа юного зрителя», которая охватила 1300 учащихся. Данная программа способствует формированию у подрастающего поколения конкретных коммуникативных навыков, учит воспринимать театральное действие как искусство, развивает эмоционально-духовную сущность детей, знакомит их с правилами поведения в социуме, формирует и закрепляет у учащихся навыки культурного и высоконравственного поведения.

    С целью популяризации и сохранения бурятского языка и культуры учащиеся обучаются основам сценического движения через посредство национальных и региональных народно-сценических танцев.

    Отдельного внимания заслуживает пилотный мини-проект, который был впервые реализован на базе ЛДП «Истоки» - интерактивный театральный кастинг. 110 детей в возрасте от 9 до 11 лет попробовали себя в роли актеров различного амплуа, а также работников сцены и выпуска шоу-программ (слайды 6, 7).

    Все вышеперечисленные шаги на пути реализации нашего проекта представляют собой добротную эмпирическую и практическую базу для внедрения театральных практик в повседневную жизнь школы, а также будет хорошим подспорьем в процессе реализации общероссийского проекта «Школьная классика» (слайды с 8 по 12). 

    В процессе работы МИП педагоги разработали сопутствующие методические продукты и практикумы, которые могут получить дальнейшее самостоятельное развитие, и в данный момент активно применяются в учебной деятельности. 

    Педагогами-участниками проекта подготовлены методические рекомендации и практические разработки по дальнейшему развитию театрального движения в ОО. Данными разработками 4 педагога-участника МИП активно делятся на круглых столах, семинарах для работников ОО и ДО муниципального и регионального значений (городской, республиканский международный конкурсы детских театральных коллективов на базе Детского оздоровительно-образовательного центра «Родник», ежегодные августовские конференции работников образования).

    Стоить отметить, что все мероприятия по МИП реализовывались нами в строгом соответствии с дорожной картой на 2021-2022 учебный год (слайды с 13 по 16). По результатам года мы принимаем решение продолжить работу в рамках тематики МИП (слайды с 17 по 19). В частности, нам бы хотелось развить театральное направление «Театр-семья-школа», где планируются театральные постановки с учителями и родителями в качестве актеров. Также в планах апробировать такое направление, как иммерсивный театр. Иммерсивный театр — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя пытаются «погрузить» в разворачивающееся действие. Иммерсивный театр отличается от традиционного театра тем, что убирает сцену и погружает публику непосредственно в игру актёров спектакля. При этом иммерсивный театр может иметь различную степень вовлеченности зрительской аудитории: от наблюдения за игрой актёров, до влияния на ход действия представления и конечного сюжета. Именно такое направление театра при активном взаимодействии с семьей отвечает требованиям обновленного ФГОС и ведет к интегрированию воспитательной работы в образовательный процесс. На основании вышеизложенного считаем, что задачи МИП на 2021-2022 у.г. решены в полном объеме, цель проекта реализована.

    В заключении хотелось бы подчеркнуть, что школьный театр никогда на станет профессиональным – мы не готовим будущих актеров. Тогда, нужен ли он вообще? По своему опыту работы отвечу твердо: «Очень нужен»! Неважно, станут ли дети профессионально расти в театральном плане или нет. Театр развивает эмоциональный иммунитет. Все, кто в детстве занимался театром, очень быстро приспосабливаются к изменчивому миру, быстро соображают, перестраиваются. Человек становится более подвижным, более гибким — это нам всем просто необходимо (слайд 20).

    Школьный кружок "Дебют"

    Театральная студия "ИСТОКИ"

    «Главная ошибка (театральных) школ та,

    что они берутся обучать ,

    между тем, как надо воспитывать».

    Из дневника Е.Б. Вахтангова

    Одна из задач современной школьного театра – вовлечение ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся.

    Зачем нужен школьный театр?

    На этот вопрос каждый участник образовательного процесса, будь то школьник, родитель или учитель, отвечают по-разному, по-разному. Для кого-то это способ занять ребенка после школы, чтобы не слонялся без дела. Другие направляют ребенка в студию, чтобы он научился правильно говорить, преодолел страх публичных выступлений, получил опыт успешности. Некоторые школьники мечтают выступать на сцене. А кто-то приходит в студию из простого любопытства…В последние годы в образовательных организациях произошли значительные изменения в вопросах организации учебно-воспитательного процесса. Активно развиваются познавательные, исследовательские и поисковые способности школьников. В связи с этим дополнительное образование и внеурочная деятельность в школе стали более востребованными.

    Именно поэтому в нашей школе второй год успешно работает театральная студия «Истоки», созданная на базе одного класса, как инструмент внеурочной работы с детским коллективом. Руководит студией учитель английского языка, классный руководитель (ныне 7А класса) Татьяна Сергеевна Бардаханова.

    В театральной студии «Истоки» задействован весь класс, где каждый обучающийся выполняет свой творческо-административный функционал: от ведущего актера до пресс-агента.

    Творческий путь студии начинался с литературно-музыкальных композиций на стихи ее руководителя Татьяны Бардахановой. 

    Наиболее активным и результативным для коллектива стал 2021-2022 учебный год с постановкой «Уроки французского»  (https://www.youtube.com/watch?v=-rYT64_94Lc) по мотивам одноименного рассказа В.Г. Распутина.

    С этим спектаклем ребята многократно становились победителями и призерами театральных конкурсов и фестивалей нашей республики, а также заняли 1 место на XVI международном фестивале любительских театральных коллективов и чтецов «Роза ветров».

    В этом учебном году ребята уже попробовали новое для них направление школьный театр эстрадной миниатюры (ШТЭМ). Миниатюра «Это наша жизнь!», приуроченная к Дню учителя, нашла живой отклик в сердцах зрителя.

    В планах – апробация нового необычного вида театрального искусства – иммерсивный театр. Фрагмент такой постановки можно будет уже посмотреть на традиционном для школы концерте, посвященном Дню матери. И, конечно, по традиции в новом году зрителя ожидает большая театральная премьера. Не будем раскрывать всех секретов сейчас. С уверенностью скажем, что театральная студия «Истоки» преследует цель воспитание в учениках тех способностей и свойств, которые дадут возможность освободить плененную штампами и предрассудками творческую индивидуальность ученика. Наша театральная школа расчищает дорогу творческим возможностям ученика, — двигаться же по этой дороге он начинает сам. Приглашаем зрителей разделить с нами этот увлекательный творческий путь!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie