Вашему вниманию предлагается отчет МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 г. Улан-Удэ» о проделанной работе в рамках реализации МИП «Этнокультурный театр как ресурс развития детей» (слайд 1).
Данная инновационная площадка существует на базе школы в течение 2-х последних лет и была организована в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика» при поддержке Министерства просвещения России и Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское движение школьников».
Современное общество в XXI веке требует от человека новых базовых навыков в профессиональной деятельности, незаменимых в эпоху высоких технологий:
■ концентрация и управление вниманием;
■ эмоциональная грамотность/эмоциональный интеллект;
■ цифровая грамотность;
■ творчество и креативность;
■ способность работать в условиях кросскультурности;
■ способность к (само)обучению.
Где же получить или как приобрести универсальные навыки, необходимые в профессии и жизни человеку будущего? С уверенностью можно сказать, что при правильно выстроенной работе больше половины из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь в школьном театре.
Неоспорим тот факт, что театральное искусство развивает многогранную личность нового времени, умеющую нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это еще и искусство общения. В этом и заключается социальная направленность нашего проекта.
(слайд 2)Исходя из социальной значимости проекта, целью нашей инновационной площадки является создание комфортных условий в виде театрального пространства для развития творческих способностей обучающихся, воспитания в духе патриотизма, национальных и региональных историко-культурных ценностей. Для оптимального достижения поставленной цели в ходе работы проекта решались следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
организация воспитательно-образовательной среды для личностного, творческого, социального развития детей;
поддержка устойчивого интереса к изучению бурятского языка, бурятской культуры, традиций и обычаев народов Сибири;
приобретение обучающимися знаний и творческих практик, необходимых для успешной учебной деятельности и социализации.
Как и любой проект, наша инновационная площадка отличается своей уникальностью (слайд 3). Мы развиваем этнокультурность. В самом широком смысле слово «этнокультурный» означает всё, что связано с особенностями национальной, региональной культуры. Безусловно, одним из наиболее значимых и универсальных этнических символов является язык. В связи с этим в рамках МИП осуществляются постановки на бурятском языке, и именно для этого создается аутентичная языковая среда, которая способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков на бурятском языке, его сохранению и развитию а, с другой стороны, именно аутентичная среда и способствует максимальному раскрытию художественных театральных образов. Таким проектом в минувшем учебном году стала постановка пьесы Даширабдана Батожабая на бурятском языке «Муура багша».
Кроме языка «этнокультура» подразумевает еще совокупность традиционных ценностей и отношений, сложившихся в прошлом, и развивающихся в исторической социодинамике, постоянно обогащающих современную культуру. Поэтому в этом году, в год 85-летия писателя-сибиряка Валентина Распутина, на суд зрителей была вынесена постановка спектакля по мотивам одноименного рассказа «Уроки французского» на русском языке. Ставила этот спектакль я со своим 6 классом. Выбор данного произведения неслучаен, потому что это произведение входит в программу по литературе, как раз, для 6 класса. Данной постановкой мы способствовали наилучшему восприятию основного замысла и идей автора, формированию собственного мнения у учащихся. Т.о. и произошла интеграция воспитательной работы подрастающего поколения в образовательный процесс. К слову будет сказано, именно такая интеграция и предписана обновленным ФГОС, вступающим в действие с 01.09 н.г. Также данный спектакль органично вписался в МИП «Этнокультурный театр как ресурс развития детей», еще и потому, что испокон веков в нашем регионе отношение к учителям всегда было таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Сила духа, столь присущая бурятскому народу, также явилась одной из основных тем постановки.
Театр – многогранен и этим он прекрасен. Еще одной формой театрального искусства явилась проба пера в инклюзивном театре. В этом направлении была поставлен спектакль «Ангара – дочь Байкала», в котором, были задействованы учащиеся школы № 60 – дети с ОВЗ. Редко какая школа может похвалиться наличием 3 разноплановых спектаклей, выпущенных в рамках одной МИП!
Работая в разных направлениях современного театра, но в рамках одной МИП, нами была проведена работа по созданию системы творческого и методического взаимодействия с другими школами, профессиональными театральными объединениями (ГДДЮТ, дом детского творчества Советского района «Форус», Дом культуры «Авиатор», ресурсный центр дополнительного образования детей «Созвездие», Детский оздоровительно-образовательный центр «Родник», ВСГАКИ, Театр бурятской драмы). Стоит отметить, что каждое творческое действо в рамках МИП активно освещалось как официальными СМИ республики, так и самими школьниками в различных пабликах, на сайте школы, социальных сетях, интернет-порталах и видеохостингах.
Безусловно, столь многообразная и насыщенная деятельность требует умелых наставников. (слайд 4) В проектную группу МИП вошли как работники-ПДО, так и штатные учителя и классные руководители школы, всего 14 человек.
Для достижения генеральной цели проекта и решения поставленных задач были реализованы следующие мероприятия (слайд 5). Повторюсь, что в минувшем учебном году 2021-2022 в рамках МИП «Этнокультурный театр как ресурс развития детей» выпущено 3 спектакля. Спектакли посмотрели 1300 учащихся школы, 600 родителей, 85 педагогов и иных сотрудников школы, 40 выпускников школы-54.
В театральном движении школы задействованы свыше 200 учащихся. Такое количество детей – это не только непосредственно актерский состав. Сюда же входят представители вспомогательных выпускающих профессий: гримеры, костюмеры, репортеры, пресс-центр, художники-оформители, звуко- и светооператоры и пр. Для максимальной вовлеченности учащихся школы в проект и с целью решения задачи по формированию у учащихся творческих практик, необходимых для успешной социализации, был создан пресс-центр «Сол/Ист». Всё медийное сопровождение спектаклей, обмен мнениями, анонсы и превью – это функционал школьной пресс-службы. Здесь ребята учатся фото/видеосъемке, монтажу, сторителлингу и продвижению творческих продуктов. Социальную значимость данной мини-программы подчеркивает тот факт, что за 2 года ее существования четверо выпускников нашей школы связали свою профессию с театральным, журналистским и медийным творчеством .
Особое место в реализации задачи проекта занимает театральная костюмерная, где, дети, не занятые в актерском составе, под руководством учителей технологии постигают азы прикладного творчества и изготавливают костюмы и декорации для постановочных спектаклей. Неоспоримую поддержку в этом оказывают родители в плане финансирования и дизайнерских идей.
Для решения задачи создания особой среды для творческого, личностного и социального развития нами была разработана программа «Школа юного зрителя», которая охватила 1300 учащихся. Данная программа способствует формированию у подрастающего поколения конкретных коммуникативных навыков, учит воспринимать театральное действие как искусство, развивает эмоционально-духовную сущность детей, знакомит их с правилами поведения в социуме, формирует и закрепляет у учащихся навыки культурного и высоконравственного поведения.
С целью популяризации и сохранения бурятского языка и культуры учащиеся обучаются основам сценического движения через посредство национальных и региональных народно-сценических танцев.
Отдельного внимания заслуживает пилотный мини-проект, который был впервые реализован на базе ЛДП «Истоки» - интерактивный театральный кастинг. 110 детей в возрасте от 9 до 11 лет попробовали себя в роли актеров различного амплуа, а также работников сцены и выпуска шоу-программ (слайды 6, 7).
Все вышеперечисленные шаги на пути реализации нашего проекта представляют собой добротную эмпирическую и практическую базу для внедрения театральных практик в повседневную жизнь школы, а также будет хорошим подспорьем в процессе реализации общероссийского проекта «Школьная классика» (слайды с 8 по 12).
В процессе работы МИП педагоги разработали сопутствующие методические продукты и практикумы, которые могут получить дальнейшее самостоятельное развитие, и в данный момент активно применяются в учебной деятельности.
Педагогами-участниками проекта подготовлены методические рекомендации и практические разработки по дальнейшему развитию театрального движения в ОО. Данными разработками 4 педагога-участника МИП активно делятся на круглых столах, семинарах для работников ОО и ДО муниципального и регионального значений (городской, республиканский международный конкурсы детских театральных коллективов на базе Детского оздоровительно-образовательного центра «Родник», ежегодные августовские конференции работников образования).
Стоить отметить, что все мероприятия по МИП реализовывались нами в строгом соответствии с дорожной картой на 2021-2022 учебный год (слайды с 13 по 16). По результатам года мы принимаем решение продолжить работу в рамках тематики МИП (слайды с 17 по 19). В частности, нам бы хотелось развить театральное направление «Театр-семья-школа», где планируются театральные постановки с учителями и родителями в качестве актеров. Также в планах апробировать такое направление, как иммерсивный театр. Иммерсивный театр — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя пытаются «погрузить» в разворачивающееся действие. Иммерсивный театр отличается от традиционного театра тем, что убирает сцену и погружает публику непосредственно в игру актёров спектакля. При этом иммерсивный театр может иметь различную степень вовлеченности зрительской аудитории: от наблюдения за игрой актёров, до влияния на ход действия представления и конечного сюжета. Именно такое направление театра при активном взаимодействии с семьей отвечает требованиям обновленного ФГОС и ведет к интегрированию воспитательной работы в образовательный процесс. На основании вышеизложенного считаем, что задачи МИП на 2021-2022 у.г. решены в полном объеме, цель проекта реализована.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что школьный театр никогда на станет профессиональным – мы не готовим будущих актеров. Тогда, нужен ли он вообще? По своему опыту работы отвечу твердо: «Очень нужен»! Неважно, станут ли дети профессионально расти в театральном плане или нет. Театр развивает эмоциональный иммунитет. Все, кто в детстве занимался театром, очень быстро приспосабливаются к изменчивому миру, быстро соображают, перестраиваются. Человек становится более подвижным, более гибким — это нам всем просто необходимо (слайд 20).