МАОУ "СОШ №54 г. Улан-Удэ"
г. Улан-Удэ, ул. Покровская, 32
  • Психологическая служба

    Основные виды деятельности педагога-психолога школы

    Основными видами деятельности школьного психолога являются:

    • психологическое просвещение,
    • психологическая профилактика,
    • психологическое консультирование,
    • психологическая диагностика,
    • психологическая коррекция.

    В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.

    1. Психологическое просвещение

    В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

    Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

    Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

    1) знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

    2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

    3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

    4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания, саморегуляции.

    5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.

    Формы психологического просвещения:

    • лекции,
    • беседы,
    • семинары,
    • выставки,
    • подборка литературы,
    • выступления на родительском собрании и пр.

    2. Психологическая профилактика

    Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

    Психологическая профилактика предполагает:

    1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

    2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

    3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

    Отечественные психологи  считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

    Содержание психопрофилактической работы

    • Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
    • Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
    • Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
    • Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
    • Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
    • Психологу следует постараться создать человеческие отношения между родителями и педагогами.

     3. Психологическая консультация

    Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.

    Консультативная работа в школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

    Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.

    Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

    К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.

    В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий.

    Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

    Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

    Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение. Кроме того, нужно понимать, что психолог – не волшебник, у которого в арсенале есть волшебная палочка, а также не врач, который может дать таблетку для снятия симптома. Поэтому самое главное при консультировании взрослых и детей – это принятие ответственности за то, что произошло,  и желание работать над проблемой.

    Если проблема требует глубинной проработки, то психолог может порекомендовать других специалистов, практикующих данное направление, чаще всего, ими оказываются психотерапевты. Психотерапевтическая работа в школе не осуществляется, даже если профессиональный уровень специалистов это позволяет.

    Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:

    1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений.

    Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей. Хотя, конечно же, нужно понимать, что проблемы детей – это проблемы родителей. Ребенок выступает как симптом семьи. Если родители это видят и принимают – проблема решится, если не принимают и не хотят видеть – то вряд ли им кто-то поможет.

    2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

    3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.

    4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.

    5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.)

     4. Психологическая диагностика

    В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.

    Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.

    Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.

    Психолог должен владеть самыми разнообразными методами. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.

    С планом диагностического направления вы можете познакомиться .

    ·         Психологический диагноз

    Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами – психологический диагноз. Это центральный этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

    ·         Практические рекомендации

    Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.

    Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.

    Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, детям должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. 

    Школьный психолого-педагогический консилиум

    Международный день детского телефона доверия отмечается ежегодно 17 мая

    Цель праздника — привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им.

    В России этот день отмечается с 2009 года. Инициатива принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия, официально признанному Комитетом по правам ребёнка в ООН. В сообщество входят 150 стран мира, в том числе Россия.

    Номер единого общероссийского «Детского телефона доверия»: 8-800-2000-122. Позвонить можно с любого стационарного или мобильного телефона.

    Детский телефон доверия

    Полезные ссылки и телефоны

    https://vk.com/club_psycenter- Центр диагностики и консультирования

    https://ulan-ude-eg.ru/vlast/administratsiya-goroda/struktura-i-sostav/komitet-po-obrazovaniyu/about/- Комитет образования

    https://telefon-doveria.ru/about/

    https://bktis.ru/telefon-doveriya-dlya-detey-podrostkov-i-ih-roditeley  телефон доверия 88002000122

    http://profvector.spb.ru/ Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор»

    https://buryatia.profi.ru/repetitor/perehodnyi-vozrast/ подростковые психологи

    https://veralife.ru/psychology Психологический центр Вералайф

    https://bur.etginpro.ru/other/4.html детский психолог

    Неделя психологии (с 17 по 23 апреля 2023 года)

    В апреле в школе прошла Неделя психологии. Целью мероприятий являлось создание уловий для обеспечения психологического здоровья всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Мероприятия с учащимися 1-11 классов и педагогами проходили всю неделю и проводились педагогами-психологами Аюрзанаевой Донарой Владимировной и Гонгоровой Екатериной Леонидовной.

    В понедельник было открытие Недели психологии, а также прошла акция "Дари добро. Дарим друг другу комплименты" среди учащихся 1-4 классов. Учащиеся 7 классов участвовали в интеллектуальных играх "Гимнастика полезная для мозга".

    Вторник был посвящен учащимся 8-х классов. Проводилось тренинговое занятие "Ответственный выбор", которое состояло из нескольких игр, методик, помогающих раскрыть возможности учащихся и снять барьеры, запреты.

    Семиклассникам было предложено тренинговое занятие "Сила спокойствия".

    В четверг день начался с акции "Подари свою улыбку". Вечером для родителей учащихся 10-х классов подготовили лекторий "Как всё успеть подростку?" Поднимались важные вопросы психо-физиологических особенностей развития подростков, тайм-менеджмента и другие актуальные темы.

    Неделя завершилась тренингом "Как справиться со стрессом?" для учащихся 8-х классов, для которых становятся актуальными вопросы профориентации, выбора профессионального будущего после окончания 9 класса. Десятиклассники практиковались в разрешении конфликтов по программе "Мы не боимся конфликтов, мы умее их решать".

    Неделя психологии была насыщена событиями, коллективно-творческими делами, акциями, тренингами, которые помогут учащимся, родителям и педагогам с достоинством преодолевать тиекущие проблемы и трудности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie