МАОУ "СОШ №54 г. Улан-Удэ"
г. Улан-Удэ, ул. Покровская, 32
  • Школьный этнокультурный театр

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, творчества», - сказал Василий Сухомлинский. Внедрение театральной педагогики позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, помогает выявить таланты и способности.

    Сегодня мы представляем проект «Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей».

    Цель проекта: развитие творческих способностей обучающихся, воспитания в духе патриотизма и национальных культурных ценностей, развития бурятского языка через театральное пространство

    Задачи:

    • Обеспечение необходимых условий для личностного, творческого, социального развития детей;
    • Формирование устойчивого интереса к изучению бурятского языка, бурятской культуры, традиций и обычаев;
    • Приобретение обучающимися знаний и практики в области театрального искусства, освоение основ театральных профессий.
    • Воспитание юного зрителя, формирование творческого мировосприятия обучающихся.

    Что важно в нашем проекте?

    Детям важно ощущать свою принадлежность к своей нации, быть сопричастными к народной культуре своего города, республики, говорить на бурятском языке, реализовать себя через творчество, знать особенности национальной музыки, танца, образы и символы. Мы сотрудничаем с театром бурятской драмы. Не менее важна социализация детей, формирование активной жизненной позиции.

    Каждый ученик нашей школы может найти себя в театре: настраивает звук, вместе с родителями шьет сценический костюм, готовит декорации, пишет отзывы. А кто-то становится благодарным зрителем.

    Мы проводим разные мероприятия со всеми учащимися школы, родителями. Принимаем активное участие в конкурсах этнокультурного направления:«Эхэ хэлэн-манай баялиг» «Один день бурята», «Хухюу буряад» и других.

    Большой творческой удачей театра стала постановка «До свидания, Овраг!». Это аутентичный, национальный бурятский проект на основе известного с советских времен сценария Константина Сергиенко. В ней поднимаются острые социальные вопросы, через образы бродячих собак ребята поднялись до основ национального характера, философии буддизма.

    Работу по проекту мы планируем в следующих направлениях:

    1. Постановка театральных миниатюр, театрализованное представлений с участием детей и учителей школы.

    2. Работа пресс-центра «Сол/Ист»: фотовыставка, демонстрация видеофильмов о театральных постановках, онлайн-уроки театрального мастерства, создание программ и афиши.

    3. Театральная костюмерная: с помощью родителей шьем сценические костюмы, готовим театральный реквизит. Планируются интерактивы, где желающих ожидает фотосессия с возможностью примерки театральных образов, мастер-классы по шитью и прикладному творчеству.

    4. Интерактив «Театральный кастинг» для детей младшего возраста: учить детей сказкам на бурятском языке с использованием магнитного кукольного театра, японского театра рисунков и лоскутной аппликации.

    5. Обучение сценическому движению, хореографии. У нас есть традиция, несколько лет мы проводим школьный бал, все дети учатся танцевать вальс. Проводим флеш-моб «Хатарыш!» и «Ехор». В спектакле «До свидания, Овраг!» нами были использованы песни очень популярной сегодня монгольской рок-группы «Тhe HU», в рамках проекта планируем обучить всех монгольскому танцу «Биелгэ».

    Проект у нас долгосрочный, на сегодня мы апробируем разные методы и технологии эффективного этнокультурного воспитания детей средствами театральной педагогики, подводим промежуточные итоги и будем работать дальше.

    Справка:

    Театр стал победителем международного конкурса театрального искусства «Роза Ветров» в г. Москва в 2019 году. Три юных актера награждены в номинации «Лучшая актерская игра». Ребята заняли 1 места на региональных этапах конкурса в г. Байкальск Иркутской области и в г. Евпатория. Также театр дважды становился победителем городского конкурса «Новые имена». Руководитель театра Мунко Нанзатович Бальжинимаев награжден Золотой маской Республиканского конкурса детских театральных студий «Зархайн шэдитэ ульгэрнууд».

    О реализации проекта "Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей"

    Реализация проекта «Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей» в условиях смешанного обучения

     

    В 2020 году в МАОУ СОШ № 54 был разработан и принят к реализации проект «Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей».

     

    Цель проекта: развитие творческих способностей обучающихся, воспитания в духе патриотизма и национальных культурных ценностей, развития бурятского языка через театральное пространство.

     

    Задачи:

    •  Обеспечение необходимых условий для личностного, творческого, социального развития детей;
    •  Формирование устойчивого интереса к изучению бурятского языка, бурятской культуры, традиций и обычаев;
    •  Приобретение обучающимися знаний и практики в области театрального искусства, освоение основ театральных профессий.
    •  Воспитание юного зрителя, формирование творческого мировосприятия обучающихся.
     

    Что важно в нашем проекте?

    В рамках проекта создается пространство, которое позволяет детям быть сопричастными к народной культуре своего города, республики, говорить на бурятском языке, реализовать себя через творчество, знать особенности национальной музыки, танца, образы и символы. Очень важна социализация детей, формирование активной жизненной позиции.

     

    Мы сотрудничаем с театром бурятской драмы, планировали разные мероприятия со всеми учащимися школы, родителями. Ежегодно принимаем активное участие в конкурсах этнокультурного направления: «Эхэ хэлэн-манай баялиг», «Один день бурята», «Хухюу буряад» и других. К сожалению, COVID-19 внес свои коррективы в наши планы.

     

    В школе у нас обучается 1303 учащихся. По требованиям режима профилактики распространения коронавирусной инфекции 30% детей, это примерно 400 человек, находится на дистанционном обучении. Классы меняются раз в две недели. Учебная программа сокращена, педагоги дополнительного образования, учителя музыки, технологии ежедневно заняты на утреннем фильтре, делают замеры температуры. Занятия в творческих кружках были приостановлены, сейчас разрешено привлекать не более 5 человек.

     

    Работу по проекту запланирована в следующих направлениях:

    1. Постановка театральных миниатюр, театрализованных представлений с участием детей и учителей школы.

    2. Работа пресс-центра «Сол/Ист»: фотовыставка, демонстрация видеофильмов о театральных постановках, создание программ и афиш.

    3. Театральная костюмерная: пошив сценических костюмов, изготовление театрального реквизита. Интерактивная площадка для фотосессия с возможностью примерки театральных образов, мастер-классы по шитью и прикладному творчеству.

    4. Интерактив «Театральный кастинг» для детей младшего возраста: разучивание сказок на бурятском языке с использованием магнитного кукольного театра, японского театра рисунков и лоскутной аппликации.

    5. Обучение сценическому движению, хореографии. Флеш-моб «Биелгэ» (музыка рок-группы «Тhe HU»).

     

    Что сделано за 1 полугодие 2020 года?

    1. Участие в российском проекте Лиги школьного телевидения «География детства»

    Выпуск 1. «Дети Бурятии»

    2. Участие в городских мероприятиях в рамках Месячника бурятского языка в дистанционном формате:

    Конкурс «Юун? Хаана? Хэзээ?»

    Конкурс стихотворений о Байкале

    Конкурс стихотворений о родном крае

    3. Участие в конкурсе «Четыре неба» в дистанционном формате

    4. Выставка «Под знаменем Гэсэра» совместно с Национальным музеем в очном и дистанционном режиме.

    5. Школьный конкурс «Эжын hайндэр» в дистанционном формате: сочинение стихотворений о маме, благопожеланий на бурятском языке.

    6. Подготовка флеш-моба «Биелгэ». Разучивание движений. Создание технологической карты.

    7. Пошив костюмов для выступлений: бурятский костюм для танца «Наездники» 16 шт., мужской башкирский костюм 5 шт., женский башкирский костюм 1 шт.

    Премьера спектакля «Муура багша»

    ️Дети из школы №54 познают актерское мастерство и получают высокие награды на престижных театральных конкурсах.

    Сегодня, 10 марта, состоялась премьера спектакля «Муура багша» в школе №54. Постановка создана по мотивам сказки Даширабдана Батожабая и приурочена к 100-летию автора. Роли из спектакля примерили на себя ученики 6 класса школьного театрального кружка «Дебют». 

    Школьная постановка не единична, ведь школа №54 получила статус Муниципальной инновационной площадки (МИП) по двум проектам: «Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей» и «Субад эрдэни» - программа развития бурятского языка».

    Кроме этого, школа №54 в 2020 году стала Муниципальным предметным центром по сохранению и развитию бурятского языка. 

    - Мы стараемся создать все условия для развития творческих способностей обучающихся, воспитать детей в духе патриотизма и национальных культурных ценностей. В последние годы мы участвуем в крупных театральных конкурсах и побеждаем. Так в копилку наших успехов вошло то, что мы стали лауреатами первой премии международного фестиваля-конкурса «Театральная столица Розы ветров» в г. Москва. Гордимся. И конечно, благодарим за наши победы руководителя нашего школьного театрального кружка Мунко Нанзатовича Бальжинимаева, - рассказал директор СОШ №54 Арсалан Будаев. 

    Судя по овациям в актовом зале, дети любят театр и с удовольствием ходят на постановки. 

    - Я работаю в школе №54 с 2013 года. За это время у нас было много премьер как на русском, так и на бурятском языках. Детям нравится театр, ведь кто-то из них хочет стать актером, кому-то понравилась любовь зрителей и это радует.  Постановки на бурятском языке все-таки развивают детей, они начинают учить язык, - отметил Мунко Нанзатович. 

    В рамках МИПа с 2021 по 2022 г.г. мероприятия прошли для школьников с начальных до старших классов, в числе которых постановка спектакля «Ангара – дочь Байкала» совместно с обучающимися МАОУ СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов; постановка спектакля по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» на русском языке; месячник бурятского языка и праздник Сагаалган; Городская онлайн-игра «Сагаалганай сарюун наадан», в которой приняли участие команды из 22-ух школ города и т.д.

    Уроки доброты и сердечности на сцене школьного театра

    В 2020 году в России был запущен проект «Школьная классика», направленный на создание школьных театров, которым отводится ведущая роль в развитии и становлении личности. В настоящее время данный проект активно развивается в регионах России, расширяется его география.

    В рамках этого проекта МАОУ «СОШ № 54» получила статус муниципальной инновационной площадки по направлению «Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей».

    В связи с этим 25.03.2022г., в год 85-летия писателя-сибиряка Валентина Распутина, средняя группа театральной студии «Истоки» (6А класс) на суд зрителей представил постановку спектакля по мотивам одноименного рассказа «Уроки французского» на русском языке. Это история маленького ребёнка, который оказался далеко от дома и мамы, из-за голода был вынужден играть на деньги, но вопреки всему сумел сохранить своё ещё детское, но вполне оформившееся человеческое достоинство. Сегодня рассказ не потерял своей актуальности и предназначен для школьников всех возрастов.

     

    Тимур Базаров, исполнитель главной роли:

    - Мой герой – честный, добрый, никогда не берёт чужого, даже посылку от учительницы он вернул, и вообще он не хочет конфликтов. И обидно, что его бьют, когда он выигрывает  по-честному. 

    Для меня «Уроки французского"- это урок мужества души и очень сильной тяги к знаниям.

     

    Виктория Асташова, исполнительница главной роли:

    - Для меня «Уроки французского" – это урок о НЕравнодушии. Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке: это и грубость мальчишек, которые жестоко избивают главного героя, и холодное равнодушие директора школы, который уволил мою героиню, даже не попытавшись разобраться в ситуации…

    По моему мнению «Уроки французского" учат тому, что в любой, самой сложной ситуации, людям нужно проявлять отзывчивость и доброту.

     

    На премьере силами учащихся и родителей 6А класса были организованы выставки рисунков по мотивам рассказа "Уроки французского", а также выставка раритетных предметов быта эпохи написания произведения.

     

    Автор: Бардаханова Татьяна Сергеевна, руководитель театральной студии "Истоки"

    Шестиклассники из 54-й школы представили свой новый спектакль

    1948 год. Послевоенное время. Главный герой - 11 летний мальчик. Он из бедной семьи, растет без отца. Живет в деревне, но там нет средней школы. Мама отправляет сына в районный центр. Но в новом коллективе ему приходится несладко. 

    «Спасательным кругом» для мальчика становится учитель. Чтобы помочь ребенку, женщина сама начинает играть с ним на деньги и нарочно проигрывает. За это педагога увольняют. Спектакль «Уроки французского» поставили по рассказу советского писателя Валентина Распутина. Многие считают, что судьба героя этого произведения повторяет жизнь автора. Театральная студия работает в 54-й школе уже не первый год.

    Ccылка на видео
     

    Татьяна Бардаханова - учитель английского школы №54, руководитель театральной студии «Истоки»:

    - Изначально проект задумывался, как средство тим-билдинга, т.е. сплочение коллектива, поскольку они пришли к нам после начальной школы, А сейчас это –основной инструмент воспитательной работы. У нас участвуют абсолютно все дети. Если не актер, то оформитель, не оформитель, так гример. 

    Кириллу досталась роль бунтаря - Птахи. Он постоянно машет кулаками. 

     

    Кирилл Лазарев - ученик 6-го класса:

    - Ты в жизни дрался?

    - Я редко в жизни дерусь. Вчера с лучшими друзьями че-то. В лужу брякнулся, побежал за первым, я его уронил, потом я ему подножку и он тоже улетел. 

     

    Марина Лазарева - мама Кирилла: 

     

    - Я никогда не думала, что он у меня будет таким актером. Приходила на представления, мне очень понравилось. Классный руководитель спрашивал, можно ли участвовать. Я говорю: конечно же за. 

    К слову, руководитель театральной студии, она же учитель английского, театрального образования не имеет. Но ее постановки с участием детей уже оценили учащиеся, родители и учителя школы.

     

    Источник: https://tvcom-tv.ru/shestiklassniki-iz-54-j-shkolyi-predstaviteli-svoj-novyij-spektakl.html

    Сюжет телекомпании АТВ

    Театр по-взрослому. Школьники показали новый спектакль

     

    Шестиклассники из 54-й школы представили новый спектакль. Уже не первый год там работает театральная студия. На этот раз зрителям предложили постановку по мотивам рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Произведение выбрали не случайно. В этом году писатель отметил бы 85-летний юбилей. Наш корреспондент Юлия Туманова увидела постановку и пообщалась с главными героями.


    Ccылка на видео

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie